Факторы роста рынка грузовых автоперевозок 2023
Какие факторы могут повлиять на рост оборота? Резалт прогнозирует, что рынок автоперевозок в РФ вырастет, несмотря на санкционное давление и может дойти до 3 трлн. руб. к 2030 году. Однако чтобы избежать риска, необходимо снизить риски, один из рисков ограниченный выбор техники и ее дефицит.
Рынок грузовых автоперевозок к 2030 году вырастит, более чем на 30% по сравнению 2022ым годом 2,2 трлн. руб.
При этом, несмотря на санкции Запада в отношении РФ за проведение СВО, рынок грузовых автоперевозок вырос почти на 6% (при этом в физическом выражении рост был лишь на 0,3%), до 5,5 млрд. т. За 2022 год на автомобильные грузоперевозки приходилось до 70% всего объема грузов. При этом сегмент с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) вырос на 5 % до 1,9 трлн. руб., сегмент перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL) – вырос на 11% до 270 млрд. руб.
Основные факторы роста
Рассмотрим основные причины развития рынка автоперевозок:
Общероссийские факторы
Санкции сломали все ранее выстроенные логистические цепочки, рынок Европы для российских производителей закрылся.
Автодоставка с ЕС выросла в разы. Сложности с рефрижераторами и доставкой лекарств и продуктов питания.
Налажен параллельный импорт в т. ч. техники и запчастей.
Рост электронной коммерции и ретейла ожидается более 10% в год до 2030 года. При этом ближайшие два года рост может быть до 15%. Торговые сети будут уходить глубже в регионы.
Инфляция на 2023 год прогнозируется в размере 5-7%, а в 2022 составила 11,9%
Железная дорога
Направление на восток нашей страны, встраивание новых деловых связей и усиление старых связей с восточными странами, привило к увеличению товарооборота, при этом цепочки только выстраиваются и объем грузопотока растет каждый месяц. За прошлый год объем перевозок по железной дороге на восток превысил объемы, идущие на запад.
Восточный полигон Транссиба, БАМа в 2022 году был перегружен, потребность превышала 100 млн. тонн.
Как следствие рост стоимости грузоперевозок на 30% за 2022 год
Из за роста стоимости ж/д грузопоток стал перетекать на автотранспорт.
Так же большим плюсом для автомобильных перевозок становиться увеличение транспортного плеча.
Внутриотраслевые факторы
Изменились условия весогабаритного контроля, если раньше нужно было получать разрешение при отклонении на 2% от заводских установок, то сейчас порог увеличен до 10%.
Тарифы на «Платно» решено не повышать.
Временно снижены тарифы на проезд по платным дорогам.
Рост себестоимости грузоперевозок из-за дефицита запчастей
Рост стоимости новых грузовых авто на 9% в 3ем квартале по отношению к 1ому.
Рост стоимости подержанных авто на 23%.
Накоплен отложенный спрос с 2020 года, парк авто износится и требует замены но в связи со всеми событиями, неопределенностью и дефицитом техники компании откладывают обновление парка.
Китайские производители укрепляют свои позиции на рынке, автоперевозчики начали переориентироваться на них.
Бизнес выходит из тени, с 2024 года вводятся электронные транспортные накладные, в итоге практически весь рынок «обелиться». Что приведет к увеличению сборов НДС и НДФЛ и удорожанию перевозок.
Параллельно с экономическими процессами, идет цифровизация бизнеса FTL-перевозок, цифровизация городских перевозок крупными компаниями уже завершена, теперь очередь междугородних перевозок.
Сдерживается рост цен на топливо. В 2019 запущен демпфирующий механизм по возмещению нефтяным компаниям не дополученных доходов.
Как обеспечить рост грузоперевозок
- Транспортные средства должны своевременно обновляться и работать.
- Не должно произойти конфликта на границе с сопредельными государствами.
- Должны быть Приемлемые условия лизинга. Некоторые лизинговые компании стали выставлять завышенные требования.
- Нужно повышать эффективность работы автотранспорта: обеспечить загрузку в выходные дни, сократить простои и минимизировать порожние пробеги.
- Найти поставщика запчастей работающего по схеме параллельный импорт.
- Настроить работу с ритейлом и электронными магазинами.
- Детально проработать маршруты на восток, просчитать всю экономику.
- Сформировать запасы дефицитных часто расходуемых запчастей, рассчитать точку заказа.
- Унифицировать парк автомобилей.
- Изучить программы льготного финансирования.
- Разработать стратегию развития, если уже есть регулярно проводить стратегические сессии для обновления и корректировки в соответствии с меняющимися условиями.
- Разработать стратегию цифровизации грузоперевозок.
Риски автотранспортных компаний
Есть риски снижения экономического роста и снижения объемов производства в отдельных отраслях экономики. Необходимо развивать внутреннюю логистическую инфраструктуру мультимодальные перевозки для стыковки с другими видами транспорта. Ограниченность транспортной инфраструктуры в части гибкости может тормозить рост рынка. Дополнительные факторы риска включают в себя повышение цены топлива и рост дефицита квалифицированных водителей, а также рост стоимости запасных частей.