Реинжиниринг бизнес-процессов
Одной из основных задач документирования архитектуры компании является создание системы взаимосвязанных моделей, предназначенных для дальнейшего анализа бизнес процессов с целью выявления проблем, влияющих на эффективность деятельности организации. Как правило, анализ бизнес процессов направлен на выявление следующих факторов:
- важных характеристик процесса (результативности, эффективности и так далее.);
- времени выполнения процесса или отдельных подпроцессов, сроков окончания операций;
- ключевых показателей результативности процессов (KPIs);
- операционных рисков;
- организационных и информационных разрывов;
- полноты, адекватности и своевременности используемой информации;
- результативности управления информационными потоками;
- дублирования и/или избыточности функций;
- логических ошибок в процессах.
При проведении анализа процессов мы акцентируем внимание на взаимодействии организационной структуры и бизнес процессов, при этом проводится детальный анализ сфер ответственности сотрудников при выполнении процессов. Особое внимание уделяется моментам передачи ответственности, кроме того, все функции и процессы анализируются с точки зрения соответствия затрачиваемых ресурсов и получаемых результатов.
Анализ процессов происходит в нескольких направлениях и зависит от поставленных задач и от специфики процессов. Прежде всего, определяются цели и задачи оптимизации, задаются критерии оптимизации и параметры целевых процессов. В ходе анализа процессов используются специализированные методики и соответствующие инструментальные средства. Ниже представлены некоторые образцы документов и элементов документов.
Результатом описания бизнес процессов станут следующие документы:
- альбом бизнес процессов «как есть» и альбом «как надо»;
- дерево бизнес процессов (единая картина функционального распределения всех описанных бизнес процессов);
- сводные таблицы в разрезе: бизнес процессы, участник процесса, действия участника;
- сводные таблицы в разрезе: документы, действия по отношению к документу, исполнители;
- распределение контрольных точек регламентированных бизнес процессов в пределах месяца;
- распределение контрольных точек бизнес процессов, инициируемых ежедневно, в пределах дня;
- матрица, документ, исполнитель, действие;
- положение по документообороту;
- дополнительные инструкции по некоторым процессам с описанием требований и правил заполнения, принятия документов;
- положения по подразделениям компании, включающие следующие разделы:
- Перечень бизнес процессов подразделения;
- Матрица по подразделению документ, исполнитель, действие;
- Сводная таблица по получателю документа (кто получает), поставщику документа (от кого получает), документ (какой документ получает);
- Сводная таблица по поставщику документа (кто передает), получателю документа (кому передает), документ (какой документ передает).
- должностные инструкции включают части приведенных выше документов, относящиеся к конкретному работнику, а также следующие разделы:
- Конкретные и понятные должностные обязанности и операции, которые можно видеть в бизнес процессах;
- Показатели эффективности работника, вытекающие из ключевых операций описанных бизнес процессов, предлагаемые нами показатели имеют количественное, суммовое либо временное измерение.