Управление инвестиционным бюджетом компании
Серия статей "Антикризисные мероприятия"
Инвестиции осуществляются на всех предприятиях, но не все предприятия это осознают, либо выделяют их! Вы скажете, что у Вас нет инвестиционных платежей? Есть! К инвестиционным платежам мы относим любые вложения в основные средства, в том числе ремонт, реконструкцию основных средств и расходы на их приобретение. В инвестиционном бюджете также есть и статьи поступлений, например, от реализации основных средств.
Инвестиционный бюджет месяца, в свою очередь, складывается из множества инвестиционных заявок, проектов, точнее из их части, которая приходится на этот месяц, либо не была оплачена в предыдущих месяцах.
Отличием управления инвестиционным бюджетом от операционного, является то, что в случаях не использования запланированных инвестиционных средств, их обязательно нужно перенести и запланировать в будущих периодах, не использованные средства операционного бюджета, в большинстве случаев в следующем месяце не появляются.
Какие обычно задачи ставят для управляющего инвестиционным бюджетом (казначея): проконтролировать не превышение бюджета каждого проекта, не превышение бюджета месячного бюджета. Считаю, нужно добавить контроль не превышения постатейно по каждому проекту.
Необходимые мероприятия:
Определите список инвестиционных статей движения денежных средств.
Разработайте форму инвестиционной заявки, в которой необходимо указать инициатора, контрагента, договор, в табличной части: центр затрат (подразделение, для функционирования которого приобретается основное средство), статья движения денежных средств (или понятное назначение), ответственный за расходование данной статьи (не всегда совпадает с инициатором), сумма.
Определите регламент рассмотрения инвестиционных заявок.
Определите или скорректируйте регламент согласования заявок на оплату таким образом, чтобы инвестиционные заявки и счета на оплату проходили бы через казначея, который проверял бы на наличие запланированных сумм в бюджете и проекте (инвестиционной заявке).
Продумайте, какую резолюцию на заявках расходования денежных средств и счетах на оплату будет ставить казначей. Резолюция должна содержать: действие (оплатить, отклонить, отложить…), сумму платежа, подпись, дату.
Отдельно продумайте процедуры: корректировки, переноса со статьи на статью, закрытия инвестиционных проектов. Любые изменения должны делаться на основании, как минимум, служебной записки.
Распопин Алексей Александрович
Эксперт, учредитель, ООО Консалтинговая группа «Резалт».